Автор Тема: Философия Вавилона-5  (Прочитано 12173 раз)

Isanbet

  • Вавилон-6
  • Постоялец
  • ****
  • Сообщений: 108
  • Неисправимый романтик
    • E-mail
Философия Вавилона-5
« : 03 декабря 2007, 16:33:59 »
http://babylon5.aha.ru/making/making2.htm

Майкл Стражинский - создатель, сценарист и исполнительный продюсер научно-фантастического сериала "Вавилон 5", сказал: "Человечество как цивилизация плывет по течению истории и ищет ориентиры для развития на следующие пять лет, десять лет, на следующее тысячелетие". Сейчас снимается уже пятый сезон сериала. Майкл Стражинский считает, что большая часть современной литературы не в состоянии развивать масштабные темы, создающие эти ориентиры, и "основное течение в литературе ушло далеко от попыток создания вымышленных миров, которые должны показывать нам горизонты познания и направление пути". Он полагает, что научная фантастика - это единственный жанр, изучающий будущее и наше место в нем. Короче говоря, Майкл Стражинский создал телевизионную постановку, изучающую целый вымышленный мир.

 Вавилон 5 - громадная космическая станция цилиндрической формы длиною в пять миль. Вращение станции вокруг оси создает внутри искусственную силу тяжести. Конструкция Вавилона 5 напоминает конструкцию Рамы, загадочного космического корабля, описанного в романе Артура Кларка "Встреча с Рамой": подобно Раме, внутри Вавилона 5 находятся здания, парки, сады. Вавилон 5 - это город с 250 тысячным населением, где друг с другом соседствуют множество различных разумных рас. Словно космическая ООН, Вавилон 5 предлагает всем желающим нейтральную территорию, где люди и инопланетяне могут обсуждать друг с другом торговые, научные и военные проблемы. Как сказал Майкл Стражинский в своем интервью, "Вавилон 5" привлек внимание миллионов телезрителей, потому что в нем поднимаются вопросы типа: "кто мы, куда мы идем, почему мы здесь, и что мы должны делать, чтобы создать свое будущее?". Ставя эти вопросы, он "исследует роль духовности в технологической культуре, изучает, что такое душа и как она формируется, природу и характер ненависти и мести, основополагающее значение выбора и осознания ответственности за свои поступки даже в обществе, в котором вам говорят, что у вас нет выбора, что последствия вашего выбора не имеют значения, и что вы не обязаны действовать во всем ответственно". Развивая эти темы, автор вводит свои персонажи в ситуации, которые в конечном итоге приводят к Великой Войне.В середине четвертого сезона сериала война заканчивается, и теперь героям приходится иметь дело с ее последствиями. Как отмечает помощник редактора журнала "Foundation: the International Review of Science Fiction" и преподаватель американской истории из University College of Ripon and York St. John в Англии Фара Мендельсон, пишущая статьи о старых американских научно-фантастических журналах, "глубина исследования, вложенного в сюжет "Вавилона 5", очаровательна". Развитие сюжета второго сезона сериала сильно напоминает распад Лиги Наций в 30-е годы. Как сказал Майкл Стражинский, кризис в Югославии помог ему сформировать идею сериала, также он хорошо знаком с историей 30-х годов. Когда же речь заходит о написании сценариев для телевидения, Стражинский не имеет себе равных. Он является единственным автором сценариев ко всем сериям последних двух сезонов сериала ( не считая 75 процентов сценариев от двух первых сезонов ). Сериал удостоился нескольких престижных премий. "Вавилон 5" получил в прошлом году Хьюго - высшую премию за лучшую научную фантастику (опередив "Звездный путь", "Аполло 13", "Twelve Monkey"). Позднее "Вавилону 5" присуждается премия Pluribis Unum - как драматическому сериалу "наилучшим образом освещающему основополагающие общественные ценности". Вавилон 5 был также удостоен премии Space Frontier Federation "за лучший образ будущего". Вавилон 5 Стражинского смотрят повсюду: от лабораторий НАСА до школы в Англии. Впрочем, Стражинский несколько раздражен тем, что слишком многие критики пренебрежительно отвергают телевидение, считая, что оно, как средство массовой информации, несовместимо с литературой, не в состоянии отразить достоинства текста. Разделяя это мнение прежде, теперь Стражинский хочет бросить ему вызов своей постановкой. Майкл Стражинский сказал: "Достоинства телевизионных постановок недооценены или даже осознанно преуменьшены прессой и литературной критикой" и сразу добавил что "во многих случаях критики правы". Как он сказал, в телевизионном жанре авторы обычно думают о развитии сюжета только на эту и следующую неделю, не дальше. Традиционный телевизионный сериал состоит из слабосвязанных друг с другом сюжетных линий, где каждая серия представляет собой отдельную историю с теми же героями. "Вавилон 5", напротив, можно сравнить с "Властелином Колец" Дж. Р.Р. Толкиена. По существу, Майкл Стражинский положил начало новому телевизионному жанру - жанру теленовеллы. Этот жанр позволяет так прорабатывать персонажей и сюжет, что на развитие действия могут уйти годы. Майкл Стражинский верит, что "зрители, осознав, как можно снимать телесериалы, потребуют для себя "лучшего телевидения", с более высоким качеством телепостановок".

Повторный показ сериала начнется по TNT в январе следующего года, показ откроется с полнометражного фильма-вступления "В начале", а фильм "Третье пространство" завершит его. Сценарии для обоих фильмов написаны Майклом Стражинским.
 



Философия

Главные критерии Майкла Стражинского для хорошего научно-фантастического телевизионного сериала: добротная научная фантастика и добротное телевизионное шоу; сериал должен быть обращен ко взрослым, а не к детям, надо сделать для научной фантастики то, что "Hill Street Blues" делала для полицейских сериалов. Все должно быть сделано с разумными тратами и не должно быть похоже на что-либо из виденного ранее на телевидении. Не следует увлекаться отдельными историями (нападение инопланетян / захват / недоразумение) - все они должны быть составной частью одного большого повествования, однако необходимо, чтобы зритель мог смотреть их на протяжении недели, как отдельные серии.

Придерживаясь этих идеалов, пятилетняя история была запланирована как шоу из пяти сезонных минисериалов. В каждом сезоне отводится достаточно места для рассказа о событиях, несущественных для всего сюжета, каждый эпизод может рассматриваться как отдельная серия, однако определенные эпизоды (который JMS называет "WHAM"-эпизоды) - формируют основной сюжет (например, "Пророчество и предсказание" из первого сезона).

 Одно общее замечание относительно научно-фантастических шоу (и телевидения в общем): на них активно идут отклики фэнов, но письма их остаются непрочитанными. Однако с "Вавилоном 5" ситуация совершенно иная. Стражинский участвует в интерактивных обсуждениях в нескольких местах, типа CompuServe, GEnie, и Usenet, активно объясняет повороты сюжета, комментирует критические замечания относительно эпизодов и шоу вообще. Что-то из этого интерактивного обсуждения даже появляется в рубрике "Best of the Nets" ("Лучшее из Сети") на информационном табло в офисе, так что к мнению фэнов относятся очень серьезно.

Фактически, начиная с выхода в эфир пилотного фильма, фэны довольно сильно влияли на шоу.




О пятилетнем плане
(впервые было опубликовано в 1993 году)

Всегда есть план на следующие серии. Нашей задачей было - создать роман для телевидения, который шел бы пять лет. Для начала мы сняли пробный фильм "Встречи". И прежде чем смотреть сериал, Вы имеете право хотя бы приблизительно знать, о чем он. Вот краткое описание.

 Вы узнаете, что случилось с командором Синклером в конце войны между Землей и Минбаром. В течение почти десяти лет Синклер продолжал работать, убеждая себя, что во время Сражения на Рубеже с ним ничего не произошло, хотя 24 часа были вычеркнуты из его памяти. Но, внезапно, в его жизни появляется некто, произносящий семь слов - Вы узнаете их, когда услышите, - и его самообман полностью раскрывается. Он осознает, что тогда с ним что-то случилось, кто-то вторгся в его разум... и он собирается выяснить, кто и зачем сделал это.

Влияние этого открытия на последующие серии очень велико. Оно изменит не только на судьбу самого Синклера, но и будущее остальных героев.

 Вы увидите, как выглядит ворлонец... и кто он такой на самом деле. И Вы узнаете о его роли в нашей саге и о тайных отношениях с некоторыми другими героями (смотрите эти сцены очень внимательно). Мы покажем Вам, что в этой игре много разных игроков. Вы узнаете что случилось с Вавилоном 4, и это вызовет у Вас вопрос, что же реально, а что нет.

Мы узнаем, что большинство главных героев убегают от чего-то, что таится в их сердцах или прошлом. Прошлое Гарибальди будет ставить ему ловушки, изменяя его роль и характер на протяжении всего сезона. Лита отправится в странствия, которые сильно повлияют на ее личность. Она окажется в паутине интриг и будет вынуждена предать людей, которых любит.

Мы увидим, что в правительствах Земли и Минбара существуют тайные группы, которые подозревают, что кто-то из экипажа Вавилона 5 может оказаться предателем, помогавшим минбарцам во время войны.

Некоторые из сильных империй рухнут. Другие неожиданно окрепнут. Надежды будут то появляться, то исчезать. Постепенно на галактическую сцену выйдет по крайней мере еще одна важнейшая раса, пока что неизвестная. Некоторые герои изменятся настолько, что забудут о добре и милосердии. Другие станут совершать сделки, не зная их истинной цены, но, в конечном счете, узнают правду и будут сожалеть.

 В конце первого сезона один герой подвергнется серьезнейшей трансформации, и сюжет кардинально изменится. В первом сезоне вы увидите довольно обычные истории, однако некоторые из них будут постепенно подводить к главному. Вскоре все встанет на свои места. Сюжет - который представляет собой и история жизни Джеффри Синклера - будет развиваться все стремительнее.

Однажды он предположит, что друг предаст его. В другой раз ему представят доказательства, опровергающие то, во что он верит. Некоторые его представления останутся, другие - исчезнут. Он пройдет через сложнейшее испытание, которое изменит его и его судьбу... От его решений будет зависеть не только его собственное будущее, но и жизни миллионов. Он станет сильнее, мужественнее, мудрее... или будет уничтожен своей судьбой. В общем, это - история надежды на победу в нескончаемой борьбе с ужасным противником.

Темные силы, уничтожающие весь мир, тем или иным способом попытаются привлечь на свою сторону каждого из наших героев... Одни не устоят перед искушением, другие будут вознаграждены за свое сопротивление тьме.

Родина одного из наших главных героев будет уничтожена. Война окажется неизбежной. И когда это произойдет, Вавилон 5 уже не сможет стать таким, каким он был прежде.

Это лишь часть того, что я планирую сделать. Сериал, как заявлено, должен стать романом для телевидения.




Отклонился ли сюжет от первоначальной идеи?
(впервые было опубликовано в 1997 году)

Ответ на вопрос зрителя: "Кое-что из вышеупомянутого, как кажется, так и не появилось. Эти серии были убраны?"

Справедливый вопрос. Я пробую сделать все как можно лучше. Первая и основная проблема - как объяснить искусство писателя тому, кто не является писателем. Это не просто; например, если нейрохирург попробует объяснить мне его работу, я ничего не пойму. Я понятия не имею, как появляется музыка; я могу сидеть с Крисом Фрэнком часами, пробуя осмыслить все это, но не могу. Я для этого не предназначен. Я должен писать. Это не чье-то решение, это горькая правда.

 Творческий процесс - это поток. По крайней мере, он должен быть потоком. Рассмотрим на минуту положение, в котором я нахожусь. Предположим, что я пишу роман. Я начинаю с ясного, четко намеченного плана. В шестой главе я нахожу лучшее развитие сюжета, я возвращаюсь и пересматриваю главы 1-5. Теперь все нормально; Вы никогда уже не увидите того, что было прежде. Сравните это с ситуацией, где Вы издаете каждую главу, по мере их написания, и не можете вернуться и изменить что-нибудь. ( В похожей ситуации находился Диккенс, поскольку он печатал главу за главой; Вы не можете никогда вернуться к прошлому варианту и вынуждены идти только вперед).

 Мы снимаем живых актеров, у которых есть своя жизнь - проблемы со здоровьем, неожиданная смена работы - все это может препятствовать появлению актера в данном эпизоде. Так что мы вынуждены решать проблемы, связанные с реальной жизнью, на протяжении всего сериала.

Я могу сравнить это с тем что ... Вы находитесь на сцене, перед большой аудиторией, и Вы должны танцевать очень сложный танец ... и люди бросают в вас шары от боулинга и бензопилы. Или Вы приспособитесь ко всему этому и войдете в ритм, или Вы мертвы.

Это шоу первоначально задумывалось в 1986/87 годах. Приблизительно десять лет назад. Тогда все телевизионные фильмы показывали лишь точку зрения главного героя. Да, появлялись сцены с другими персонажами, но в большинстве случаев шоу вращалось вокруг одного лица. В сериале "Убийство, написала она", Джессика Флетчер была всегда в центре событий каждого эпизода; были, конечно, другие герои, с которыми она общалась, но им уделялось лишь несколько минут экранного времени. Так было устроено телевидение вплоть до наших дней.

В отличие от сериалов, романы, в некотором роде, вездесущи по форме изложения событий, там можно встретить много различных точек зрения. Например, "THE STAND".

Теперь я сделал оба дела сразу: я написал роман и сценарий для телевидения. Когда настало время для постановки Вавилона 5, мне пришлось услышать стандартный вопрос "где телевизионная точка зрения персонажа?". Так выяснилось, что мне надо учиться писать для телевидения. Я никогда не занимался этим до работы на Американском телевидении; и мне пришлось, в каком-то смысле, изобрести этот стиль. Вы не можете приготовиться к этому, сколько бы Вы не старались, потому что прежде Вы этим никогда не занимались.

(Вероятно, самая близкая вещь к тому, что я делал здесь, был минисериал "Ветра войны", там я старался показать сюжет с различных точек зрения.)

За последние десять лет мне удалось многого добиться, я больше узнал о своем ремесле. Я научился находить правильные пути для решения каких-то проблем.

Итак. Я сижу за своим текстовым процессором со своими заметками с 1986 года и вижу верный путь выполнения чего-нибудь из тех заметок ... должен я сделать именно так, как намечено, или же остановиться и найти компромисс? Чтобы проигнорировать все проблемы, я должен быть несгибаемым.

Дело не только в том, чтобы "жить в интересное время". История создается "связями", последовательностями связанных событий. "Король умер, потом королева умерла " не история. "Король умер, и тогда королева умерла от горя" - история. Это - эпизод, но маленький.
 
В одном разуме, в одной душе содержится мощь, способная изменить Вселенную